Ребенок не слушается.
Что делать?









Дети перестают слушаться, и в доме все чаще появляются крики. Родителям становится сложнее справляться, нервы на исходе и в голове постоянно крутится вопрос: что делать и как это исправить?

Разберемся вместе с Алёной Гимрановой, автором блога @gimranova.npc, клиническим и семейным психологом ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ».

Первым делом Алёна отмечает, что само понятие «плохое поведение» достаточно субъективное, и каждым родителем понимается по-разному. В целом, «плохим» поведением можно считать такое поведение, которое вредит самому ребенку, выходит за рамки принятых в семье и обществе правил и норм и наносит вред и ущерб окружающим.

Причин «плохого» поведения детей существует множество. Они могут быть обусловлены как биологическими факторами, так и психологическими. Прежде всего важно понять: какими бы ни были причины “плохого» поведения, родители могут помочь ребенку. Главное – найти причину.

4 основные проблемы непослушных детей

Ребёнок чувствует себя «всевластным»
Встречаются семьи, в которых все внимание родителей обращено на ребенка. Сила их любви настолько высока, что вместо правил и границ родители разрешают все, что их чадо хочет. В таких случаях специалисты говорят про «перевернутую иерархию», когда не родители направляют ребенка, а он умело манипулирует ими.
Здесь очень важно понимать, что воспитание без правил и ограничений имеет свой результат в виде криков, истерик и требований ребенком всего того, что он хочет до тех пор, пока он это не получит.
Алёна утверждает, что в таких случаях важно помнить про родительский авторитет. Чтобы выстроить «здоровые отношения» с ребёнком, нужно дать ему понять: родители главнее и именно они устанавливают правила в семье и им решать, что разрешено, а что нет; за что поощрять, а в каких случаях точно ограничивать.

Ребенок одинок

Другая полярная причина: слишком занятые родители, которые мало уделяют время ребенку. В таких случаях может потеряться родительский авторитет, и «условными» авторитетами могут стать няни, бабушки и другие взрослые, кто оказывается рядом.

Через «плохое» поведение ребенок пытается достучаться до родителей, чтобы привлечь их внимание.

Как объясняет Алёна, здесь важно помнить, что уделяя своему ребенку время ежедневно, родители могут помочь ему справиться с внутренним чувством одиночества и снова вернуть спокойствие в семью.

Ребёнку страшно

Бывают ситуации, когда ребенок периодически не слушается, и тогда родители используют метод запугивания: «Будешь себя плохо вести, я тебя в больницу сдам», или «если не успокоишься, полицейские придут и тебя заберут».

Ребенок, испугавшись остаться один, перестаёт «плохо» себя вести, а родители принимают данный метод как действенный. При использовании данного приема у ребенка формируется постоянное чувство страха быть оставленным, которое вызывает высокое чувство тревоги и как следствие «плохого» поведение. Круг замыкается.

Выходом из этой цикличности может быть решение отказаться от запугиваний полностью, и, успокоив ребенка, поговорить с ним о том, что родители его любят и будут рядом, даже когда он себя «плохо» ведет, снижая постепенно его чувство тревоги.

Ребенок как буфер родительского конфликта

Еще одна частая история возникновения «плохого» поведения у ребенка - родительские ссоры и конфликты, в которых он становится заложником семейной ситуации. В такие моменты ребенок интуитивно начинает вести себя «плохо», чтобы разрядить обстановку и снизить напряжение между взрослыми.

Другими словами, «плохим» поведением ребенок говорит родителям: «Лучше ругайтесь на меня, чем между собой».

Алёна напоминает: «У плохого поведения всегда есть причина. А зная причину, можно найти решение!»
Made on
Tilda