В рамках 15-го Санкт-Петербургского Саммита психологов состоялся мастер-класс «Агрессия в социальных системах. Как с ней обходиться, чтобы избежать деструктивных проявлений?». Ведущий мастер-класса — Михаил Александрович Балакин, психолог, бизнес-тренер, консультант по работе с организационной культурой и организационными изменениями. Старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов, Московского гуманитарного университета, преподаватель Института практической психологии «Иматон», член правления некоммерческого партнерства «Сообщество бизнес-тренеров».Я занялся темой агрессии, когда понял, что в психологическом сообществе есть большая проблема в работе с агрессией. Мой первый интерес был именно про то, как психологам работать с агрессией. Мои наблюдения свелись к двум вариантам.
Первый вариант — это когда специалисты следуют за обществом. Тема агрессии в обществе табуированная, запретная, агрессивным быть нехорошо и так далее, это известная история. И некоторые психологи вслед за обществом придерживаются идеи, что ни в коем случае нельзя агрессировать, ни в коем случае нельзя себя показать, ни в коем случае нельзя допустить каких-то деструктивных мыслей, фантазий. Это приводит к тому, что психолог работает с клиентом, избегая темы агрессии, даже если по работе это необходимо. Клиент избегает, психолог избегает, работа никуда не двигается… такой процесс может происходить достаточно долго. Почему? Потому что в ряде психологических тем проработка агрессии — это необходимый фактор, неизбежный момент. Самый простой, самый яркий пример — это потеря, горе, одна из стадий — это стадия агрессии, и ее необходимо проработать. Если мы говорим про сепарацию, то агрессия — это тоже необходимая тема при проработке. Это необходимая часть работы, и если она не происходит, работа стоит.
Второй вариант, с которым я столкнулся, — это когда некоторые специалисты достаточно лихо берутся за работу с агрессией. Один из способов работы с агрессии — это отреагировать ее в безопасных ситуациях. Я предлагаю человеку отреагировать агрессию так, как ему приходит в голову, и поддерживаю практически любой способ.
Я видел несколько вариантов, которые просто опасны, физически опасны. Потому что когда мы его слышим про агрессию, какие у нас возникают идеи, ассоциации? Самая простая и самая привычная — физическая агрессия, драка, поэтому часто у человека может возникать идея отреагировать агрессию как побить что-то, покидаться чем-то и так далее. И в одной группе клиент нашел для себя способ отреагирования агрессии — кидаться предметами. Пока он кидался тапочками из поезда, бумажными, — в принципе, нормальный процесс, понятно, что такими тапочками никому не повредишь. В какой-то момент я заметил, что ведущий группы (это была не моя группа) подсовывает клиенту для броска литровую бутылку с водой. А отыгрывалась агрессия в адрес другого участника, который был в подыгрывающей роли. Бутылка с водой весит килограмм, килограммовый снаряд, запущенный в измененном состоянии сознания, может причинить достаточно серьезный ущерб, если попадет. Понятно, что может не попасть, но все равно сам факт, штука потенциально опасная. Таких нюансов много. Если человек придумал, что он хочет отыгрывать агрессию через удар, то как психологу предложить человеку что-то побить, потому что если мы предлагаем человеку что-то побить, у него нет никакого специфического опыта, он может достаточно легко повредить себе руку.
И мой интерес к теме агрессии начался с этой истории: с одной стороны, запрет и полное подавление — как научиться ее проявлять, не приходя к подавлению; с другой стороны, каким образом адекватно ее можно выразить.
Если мы вспомним, что агрессия — это базовая эмоция, базовое чувство, то какие функции за агрессией стоят? Две функции: первая — защита, способ реакции на внешнюю угрозу, любое живое существо как один из способов защиты может использовать агрессивное поведение… И второе — это достижение чего-то, охота. То есть биологический смысл агрессии — это две вещи: сохранение себя, сохранение целостности своего организма, в первую очередь, и если мы дальше будем подниматься — то сохранение целостности «Я», сохранение себя; и второе — это достижение чего-то, я набираюсь решительности, готов достаточно активно выступать, готов что-то делать, что-то предпринимать для того, чтобы достигать своих целей, это уже социальная составляющая — движение к цели.
Поднимаемся от биологического к психологическому уровню: некоторые темы, некоторые этапы развития тесно связаны с навыком адекватного проявления агрессии. В первую очередь, это сепарация, когда мне нужно отделиться от родительской системы, обрести независимость, простроить новые границы, перестроить. И во вторую очередь, агрессия может быть связана с перестройкой нашей картины мира, нашего представления, — это то, о чем я говорил, когда говорил про травму, это необходимый этап для того, чтобы наш мир изменился. Если мы берем, например, травму потери, у нас меняется картина мира. Когда значимый человек уходит из нашей жизни, дальше наш мир другой, принципиально другой, без этого человека, его в реальности больше не существует, и нам надо образ мира перестроить. Для того чтобы перестройка произошла, в какой-то момент человек должен прожить и агрессивные чувства тоже, это проживание позволяет нам перестроить картину мира. Это очень важная базовая часть.
…Поговорим про социальные системы. В обществе тема агрессии табуирована, она запретна, агрессию не принято никак проявлять, любые проявления в какой-то степени пугают, они под запретом… Попытка сделать вид, что этого нет, отрицание, с одной стороны, и с другой стороны — очень жесткий контроль.
Общество — это иерархическая система, и агрессия, направленная вверх по иерархии, неуместна. Возникает очень большое искушение решить этот вопрос силой: подавить и задавить. Мы можем брать любую систему. Родители и ребенок — не все родители готовы столкнуться с детской агрессией и адекватно на нее прореагировать. Многим проще рыкнуть, ударить кулаком по столу, сказать, чтобы ребенок замолчал раз и навсегда и никогда больше так себя не вёл. В организациях так же.
Постоянный контроль. У нас сейчас все больше камер, все больше трекеров, которые отслеживают ваше передвижение, ваши перемещения. Человек теряет приватность, теряет некую зону интимности, где мы можем побыть собой. Мы потихонечку привыкаем к мысли, что за нами везде и всюду наблюдают. Это можно замечать, можно не замечать, можно пытаться игнорировать, но ощущение все равно остается: «Большой брат» смотрит на тебя. На самом деле это достаточно серьезный страх и достаточно неприятное переживание. … Обилие камер, распознавание лиц, поисковики, которые отслеживают ваши запросы (где-нибудь что-нибудь спросишь, а потом на тебя сыпется огромное количество рекламы), и так далее — это все воспринимается как небезопасность мира, как открытые границы, как то, что у меня нет границы, которую я могу отстоять. Нарушение, вторжение в свое пространство, в свои границы, вызывает определенное напряжение. Это напряжение может не осознаваться и накапливаться постепенно, то есть нужно быть достаточно рефлексивным и чувствительным человеком, чтобы такие вещи замечать в себе.
… В ряде случаев агрессия является сопутствующим переживанием при построении отношений. Мы говорили, что агрессия это отчасти про простроение границ в личных коммуникациях «я — другой». Поэтому, когда мы сталкиваемся с группами, с формированием групп, то на определенном этапе агрессия — это естественный процесс. Люди проверяют границы друг друга, иногда при этом за них заступают — понятно, что это порождает в ответ некоторое агрессивное поведение. … Поконфликтовать, выяснить, кто кому кто, установить некоторые отношения, сделать их понятными, ясными, доступными. Это необходимая составляющая групповой динамики — если мы говорим про саму агрессию.
Что приводит к деструктивным последствиям? У нас очень часто не отличают — и психологи об этом говорят — поведение и личность. Когда критикуется личность, а не поведение, когда критикуются чувства, а не способ их выражения. Агрессия настолько неприемлемое чувство, что когда человек ее чувствует, он получает критику, причем критику личностную: ты не должен этого чувствовать. Но чувствовать я буду то, что я чувствую, это процесс не очень контролируемый. Я могу не проявлять себя каким-то образом, в том смысле что если меня кто-то разозлил, я не обязан взять предмет потяжелее и попытаться этого человека ударить, и, соответственно, как правило, такого поведения быть не должно, но если меня кто-то разозлил, то чувствовать злость — это уместно, это нормально, это естественное переживание, которое в ряде случаев возникает. Нормализация переживания, нормализация чувства — это важный шаг на пути к тому, чтобы выходить в конструктивные способы переживания агрессии, обхождения с агрессией, выражения агрессии, принятия агрессии другого человека, выдерживания ее. Мы принимаем сам факт этого чувства, что это чувство возможно, уместно, естественно, допустимо, что оно не может быть неправильным, мы не можем неправильно чувствовать. Мы чувствуем то, что мы чувствуем, это наша жизнь, наши эмоции, наши переживания. Это процесс. По ходу жизни нам важно научиться обходиться с этим удобно и конструктивно, так, чтобы ни себя не потерять, ни мир от себя не оттолкнуть. … Если я буду неадекватно проявлять свои агрессивные чувства, я буду разрушать свои отношения с близкими людьми, у меня будут проблемы с установлением новых отношений, пострадает семья, пострадают друзья, пострадают коллеги на работе. Но все эти сложности связаны с проявлением, а не с чувством, само по себе чувство жизни не мешает ни в коей мере.
Но так как у нас система устроена так, как устроена, у нас происходит подавление.